КГУ «Специальная школа- интернат №7» Управления образования Карагандинской области
20 февраля 2025 года в КГУ «Специальная школа- интернат №7» Управления образования Карагандинской области прошел областной практический семинар «Развитие личностных качеств ребенка с особыми образовательными потребностями через реализацию программы «БІРТҰТАС ТӘРБИЕ». Участники семинара-педагоги, психологи, специалисты в области специального и инклюзивного образования, а также родители детей с ООП.
Семинар включал интерактивные сессии, где участники могли попробовать
различные упражнения и методы, представленные в программе «БІРТҰТАС ТӘРБИЕ» для поддержки личностного развития ребенка с ООП.
Семинар был организован с целью обсуждения и обмена опытом в области развития личностных качеств ребенка с особыми образовательными потребностями через реализацию программы «БІРТҰТАС ТӘРБИЕ» в форме педагогического семинара-квеста, который оставил положительные впечатления у всех участников мероприятия. Квест был познавательным– педагоги смогли углубить свои знания по предметам, улучшить логическое мышление и способность к быстрому принятию решений. Задания были интересными и разнообразными, что позволило каждому участнику показать свои сильные стороны и навыки в командной работе. Особую благодарность хочется выразить за творческий подход к заданиям и за поощрения, которые стимулировали командный дух и желание добиваться целей.
Участники семинара ознакомились с различными методами и техниками, используемые в программе для развития таких качеств, как уверенность в себе, ответственность, эмпатия, социальные навыки. Были представлены практические примеры успешной реализации данных методов в образовательной практике.
В блоке «ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТРИБУНА» спикеры ознакомили участников семинара с основными подходами программы, акцентируя внимание на ее адаптивности и индивидуальном подходе:
«Особенности применения социальных проектов в организациях образования» Калмагамбетова Айгуль Хамзеевна, руководитель отдела воспитательной работы и дополнительного образования КГКП «Учебно-методический центр развития образования Карагандинской области»;
«Развитие личностных качеств ребенка с особыми образовательными потребностями» Сыздыкбаева Баян Далабаевна, директор, КГУ «Специальная школа-интернат №7» УОКО;
«Развитие детей с особыми образовательными потребностями в дополнительном образовании (из опыта работы Дворца школьников г.Шахтинска)» Шмик Ирина Эсперовна, директор Дворец школьников г.Шахтинска.
В блоке «КОРРЕКЦИОННЫЕ ПРЕМУДРОСТИ». В этом блоке обсуждались важные психологические аспекты, влияющие на развития личности ребенка. Педагоги поделились рекомендациями по созданию поддерживающей и безопасной образовательной среды, которая способствует раскрытию потенциала детей с ООП.
1.Тема: «Рисование душой» (элементы АРТ-терапии). Бон Оксана Александровна, педагог-психолог, учитель ИЗО ознакомила с элементами арт-терапии, используемыми ею на уроках и занятиях по изобразительному искусству и как они способствует формированию положительной самооценки ребёнка и его позитивного отношения к окружающему миру, как развивают сенсорные способности, влияют на эстетическое развитие.
Педагог- психолог акцентировала на цель метода- не научить ребёнка рисовать, а помочь посредством арт-терапии справиться с проблемами, вызывающими у него запредельные эмоции (которые зачастую он не может вербализовать), дать выход творческой энергии. Ребёнок вооружается одним из доступных и приятных для него способов снятия эмоционального напряжения;
2.Тема: Автоматизация звука [Т].3 класс. Форма проведения: индивидуальное занятие Квинт Марина Васильевна, учитель-дефектолог, учитель-логопед, Денисюк Юлия Анатольевна, учитель- дефектолог, учитель-логопед показали методы и приемы использования логоритмики (коррекционная логопедическая ритмика или развитие речи с помощью движений), которая является формой активной терапии и представляет собой систему двигательных упражнений, связанных с одновременной речевой активностью и включают в себя комплекс специальных упражнений и игр, направленных на решение коррекционных, образовательных и оздоровительных задач на основе сочетания движения, слова и музыки : развить чувство ритма и такта, научить правильному речевому дыханию, улучшить общую и мелкую моторики,;
- Тема урока: Коррекция плоскостопия. Комплекс упражнений по профилактике плоскостопия Класс: 4 Форма проведения: подгрупповая Дубоносова Жанна Владимировна, учитель по адаптивной физкультуре,
4.Тема «Блоки Дьенеша как средство развития познавательной деятельности учащихся с нарушением интеллекта», мастер-класс Полюшкина Марина Васильевна, учитель- дефектолог познакомила с вариантами применения дидактического пособия (блоков Дьенеша) на практике, для развития интереса к оригинальной игровой технологии;
5.Тема: Сказкотерапия как один из приемов коррекционной работы с детьми с ООП. Форма проведения: Forsit session, творческая мастерская Севальнева Марина Николаевна, учитель – дефектолог в практической части своего занятия предложила вам авторами сказок при помощи нейросетей.
В современном мире, где технологии стремительно развиваются, нейросети становятся мощным инструментом в руках учителей.
Благодаря своей гигантской базе знаний и мгновенной скорости поиска и генерации информации, предоставляет педагогам всех уровней уникальные возможности для оптимизации и совершенствования образовательного процесса. https://uslugaplus.com/gpt/children-parents/mir_skazok.
В блоке «ПЕДАГОГ И ТВОРЧЕСТВО» .
1.Тема: Изготовление цветочного горшка из глины. Форма проведения: Workshop, творческая мастерская Ласис Татьяна Николаевна, учитель-дефектолог;
- Тема занятия: Изготовление шкатулки из бельевой веревки Класс: 10 класс. Форма проведения: Workshop, творческая мастерская Кольцова Венера Рабкатовна, учитель-дефектолог, учитель технологии;
- Тема: Изготовление брелока из эпоксидной смолы,Класс: 7 класс
Форма проведения: Workshop, творческая мастерская Маненкова Марина Афанасьевна, учитель -дефектолог, учитель технологии;
- Тема: Приготовление диетического салата «Витаминный» Класс: 10
Форма проведения: Workshop, Практическая работа Искандарова Фарида Камиловна, учитель – дефектолог, учитель СБО;
- Тема урока: Части речи. Класс: 9. Форма проведения: Team building квест-игра. Дергачева Любовь Юрьевна, учитель-дефектолог показала фрагмент интегрированного урока по русскому языку посредством игрового и занимательного материала. (Музыка и пение, чтение и развитие речи, коррекционная ритмика).
В блоке «СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»
Тема: «Умные технологии для обучения : применение исскуственного интеллекта» Форма проведения: Road-show, мастер-класс.
Череватенко Любовь Викторовна, учитель-дефектолог, учитель информатики показала, как применяется искусственный интеллект в области образования, позволяя пересмотреть традиционные методы обучения и привносить инновации в учебный процесс.
Одним из ключевых направлений применения искусственного интеллекта в образовании является персонализация обучения. Благодаря алгоритмам машинного обучения и анализу данных, можно создавать индивидуализированные учебные планы, учитывающие потребности и особенности каждого ученика. Это позволяет достичь более эффективного усвоения знаний и развития учебных навыков.
Другим важным аспектом является Системы искусственного интеллекта могут выполнять множество рутинных задач, таких как проверка домашних заданий или оценка тестов, освобождая время преподавателей для более глубокого взаимодействия с учениками. Это способствует повышению качества обучения и улучшению общего опыта студентов.
Кроме того, искусственный интеллект может быть использован для создания инновационных образовательных контентов. При помощи генеративных моделей мы можем разрабатывать интерактивные учебные материалы, адаптирующиеся к потребностям конкретного ученика и предоставляющие ему более привлекательный и эффективный способ учиться;
В блоке «ЛАБИРИНТ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИДЕЙ»
1.Тема: Школьный эксперимент, как основа исследовательской деятельности» Форма проведения: Case-study, мероприятие- практикум Долбаева Наталья Андреевна, учитель-дефектолог познакомила слушателей, как можно использовать школьный эксперимент в исследовательской деятельности учащихся, вовлекая педагогов в совместное проведение занимательного эксперимента с водой;
2.Тема урока: Математический Бум.Класс: 9 Форма проведения: Team building квест-игра. Рахимжанова Айгуль Умирбековна, учитель-дефектолог продемонстрировала, как можно переубедить ребят, показывая им в игровой форме, что математика – это интересная и занимательная наука.
Участники делятся на две команды. Каждая команда состоит из учащихся и гости;
- Проект «Развитие предпринимательских навыков у школьников. Выращивание микрозелени.8,10 класс.Форма проведения: Workshop Проектная деятельность Казакова Галина Анатольевна, заместитель директора по воспитательной работе, Ласис Татьяна Николаевна, учитель- дефектолог, учитель трудового обучения. С 2021 года, педагоги и ребята 8-10 классов КГУ «Специальная школа-интернат № 7» работают над проектом по выращиванию микрозелени, который сочетает в себе передовые методы развития молодежи, чтобы помочь им освоить сферу социальных инноваций и предпринимательства;
- Тема: Устный счет, как способ развития познавательной активности учащихся начальной школы на уроках математики» Форма проведения: Road-show мастер-класс Таурбекова Куралай Саидовна, учитель-дефектолог, учитель начальных классов показала на примерах разнообразие заданий для устного счета, разнообразие упражнений для устного счета исходя из формы его восприятия, рассказала об условиях продуктивного использования данной формы работы на уроках математики для достижения хороших результатов учащихся в быстром и правильном счете;
- Тема: «Край солнечного камня - Караганда». Класс: 10 класс
Форма проведения: Beksteig .Устный журнал. Джунусова Маржан Нуруллаевна, учитель-дефектолог, учитель истории Казахстана и учащиеся 10 класса ознакомили гостей о подготовке и проведении устного журнала, который сочетал коллективную работу с индивидуальной. В устный журнал включались доклады и сообщения учащихся о Караганде, используя научно-популярную и научную литературу, справочники и словари.
Привлекательность его сказывается в том, что форма проведения включала многое элементы занимательности: наглядность (в оформлении, заставки к страницам, иллюстрации к выступлениям), драматизацию (некоторые страницы представляли собой инсценировки).
В блоке «МАСТЕРСТВО И ПОИСК» показана работа дополнительного образования- кружки школы- интерната и кружки Дворца школьников г.Шахтинска с детьми школы-интерната.
- Кружок: «Краски радуги» Класс: 8 класс
Тема: Нетрадиционное рисование ватными палочками «Букет сирени»
Форма проведения: Networking, практическая работа Жилкина Наталья Валерьевна, руководитель кружка по ИЗО «Краски радуги» педагог, Дворец школьников г.Шахтинска
- Кружок: «Веселые нотки». Класс: 4 класс. Тема: «Путешествие на планету звуков»
Форма проведения: Networking практическая работа Чубарова Марина Геннадьевна, руководитель кружка «Веселые нотки», педагог, Дворец школьников г. Шахтинска.
- Кружок: «Домашний парикмахер» Класс: 9-10 класс. Тема: «Моделирование укладки волос с элементами плетения». Форма проведения: Networking практическая работа Арнаут Ольга Сергеевна, руководитель кружка: «Домашний парикмахер», педагог, Дворец школьников г.Шахтинска
- Дебаты: Класс: 9-10 класс Тема: Запретить мобильные устройства в школах: да или нет. Форма проведения: интеллектуальная игра Казакова Галина Анатольевна, заместитель директора по воспитательной работе, КГУ «Специальная школа- интернат №7» УОКО. На ринге спора встретились две команды- команда учащихся 9-10 классов и сборная команда «родители-педагоги». А в качестве третьей стороны наши гости - эксперты, которых надо убедить, кто же все-таки из команд прав? Участники семинара рассмотрели важность сотрудничества между педагогами и родителями в процессе воспитания;
- Реализация проекта «Театр для всех». Класс: 4 класс. Басня И.Крылова
«Ворона и лиса». Форма проведения: Workshop. Театрализация. Губерт Анна Владимировна, педагог дополнительного образования, КГУ «Специальная школа- интернат №7» УОКО.
В блоке «ПУТЬ К УСПЕХУ» провели рефлексию «Храм педагогических идей», где обсуждались результаты и выводы, полученные в ходе мероприятия. Участники отметили важность внедрения программы в образовательный процесс и необходимость дальнейшего обучения и поддержки педагогов в этой области.
В завершающем блоке «МУЗЫКАЛЬНЫЙ РИНГ» выступили учащиеся и педагоги КГУ «Специальная школа- интернат №7» УОКО.
Мастерство показали педагоги (Калюга С.В., Дубоносова Ж.В. Каспакова А.К, Тулеуова А.К., Дюсембай Б.А.,Акказиева Б.Б.,Усманова Г.М.) и дети: сценка - инсценировка «Ұш ана», танцы «Байға», «Морячка», «Крутые», вокальная группа детей , шумовой оркестр, заключительная песня педагогов и детей.
Педагоги и организаторы проявили высокий профессионализм, создавая дружелюбную атмосферу, в которой каждый участник чувствовал себя вовлеченным и мотивированным.
В целом, семинар-квест стал отличным событием, объединяющим образовательные и игровые элементы, что способствовало развитию учащихся и педагогов и подарило много позитивных эмоций.
Сыздыкбаева Б.Д.Минасипова А.Б., Казакова Г.А.